вторник, 12 августа 2008 г.

Выявить подделку помогут… ядерные технологии!

ARTinvestment.RU
Историк искусства из Санкт-Петербурга Елена Баснер разработала новый способ выявления подделок произведений искусства.
С 1978 по 2003 год Баснер работала куратором отдела искусства XX века Государственного Русского музея. По ее словам, очень много времени у нее уходило на то, чтобы определить, подлинная работа или нет. Самые большие проблемы были, естественно, с русским авангардом. Картины передовых русских художников, созданные в период с 1900 по 1930 год, начали активно подделываться в 1960-е годы. А в 1980-х и в начале 1990-х подделки прямо-таки наводнили рынок. Фальсификаторы прекрасно научились подделывать подписи, искусственно старить холсты и создавать краски, по своему химическому составу неотличимые от тех, что были произведены в начале века… В поисках нового способа распознать фальшивку Елена Баснер много консультировалась с учеными. В ходе обсуждений стало ясно, что существует уникальное различие между довоенным периодом, когда были написаны оригиналы, и послевоенным, когда появились подделки: расщепленный атом.
Первые ядерные испытания прошли в июле 1945 года в американском штате Нью-Мексико. До того как в 1963 году был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия, в Соединенных Штатах, Великобритании, СССР и Франции взорвали в общей сложности 550 ядерных зарядов. Испытания спровоцировали появление изотопов, ранее не существовавших в природе. Эти изотопы, цезий-137 и стронций-90, проникли в почву и растения и в результате оказались в произведениях искусства: натуральные масла используются как связующий компонент для красок. Следовательно, любая картина, написанная после 1945 года, содержит в себе эти частицы, то есть в подлинных произведениях русского авангарда никаких цезия-137 и стронция-90 быть не должно. Команда ученых под руководством Баснер уже запатентовала технологию, способную выявлять эти частицы в красках.
Первыми, кто испробовал это новшество, стали коллекционеры произведений искусства. Один из них, санкт-петербургский собиратель Владимир Афонин, принес на экспертизу картину Константина Горбатова, датированную 1919 годом. Работа оказалась подлинной: следов изотопов не обнаружилось. К Баснер также обратились коллекционеры, желающие проверить оригинальность работы перед покупкой на аукционе.
Баснер, которая сейчас работает консультантом шведского аукционного дома Bukowskis, говорит: «Количество подделок произведений авангарда просто невероятно. Может быть, их даже больше, чем подлинников». Казалось бы, с помощью новой технологии можно было бы разрушить порочный круг. Но, как говорит Баснер, «Коллекционеры и дилеры не хотят к нам приходить. Они боятся. Рынок будет сопротивляться новым технологиям: слишком много людей, которые заинтересованы в том, чтобы фальшивки оставались в обороте».
Юлия Максимова
Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес новости:http://artinvestment.ru/news/artnews/20080627_nuclear_forgeries.htmlПри цитировании ссылка на http://artinvestment.ru/ обязательна
© ARTinvestment.RU, 2008

Комментариев нет: